Нам 11 лет!
Меню

Игра «Путешествие по картине» как путь к диалогу в семье.

Каждый человек творит свой мир уникальным и неповторимым образом: выделяя существенное и неважное, придавая собственные значения и наделяя личным смыслом ситуации и события. Всякий раз рисуя свою особенную картину происходящего. И зачастую трудности в контакте с близкими обусловлены отсутствием навыка внимательного, уважительного и бережного отношения к картине мира другого, неспособностью взглянуть на ситуацию его глазами.

Ежедневно в своей работе я наблюдаю, как людям трудно услышать друг друга, как багаж накопленных обид и взаимного непонимания мешает двигаться навстречу. Порой этот груз столь велик, что даже просто поговорить друг с другом оказывается очень непросто.

Некоторое время назад в Рейксмузеуме (Амстердам) мое внимание привлекло многофигурное полотно Хендрика Аверкампа «Зимний пейзаж с конькобежцами». Неожиданно мне захотелось попутешествовать по нему тем странно-волшебным способом, о котором однажды рассказал известный режиссер, художник-мультипликатор Юрий Борисович Норштейн: сложив ладонь «трубочкой», и, глядя на изображение в получившееся отверстие, медленно исследовать мир картины, сценка за сценкой.

Это оказалось так увлекательно, что мне захотелось пригласить в путешествие своих клиентов. Так родились игровые упражнения, которые я стала активно использовать в работе с детско-родительскими парами и семьями. И увидела, как опыт взаимодействия, полученный в игре-путешествии по картине, становится своеобразным мостиком в пространство диалога; как незаметно для самих участников эти упражнения оказываются путем к обнаружению и принятию различий, становятся экспериментальной площадкой для освоения навыка безоценочного интереса к миру другого человека, тем чувствам и смыслам, которые его определяют.

А потом я подумала, что игра эта настолько увлекательна и полезна, что неверно было бы оставлять ее только в профессиональной копилке. И решила поделиться с теми, кто ищет способы укрепления или налаживания отношений в семье.

***

Ниже я приведу несколько упражнений. Их можно выполнять последовательно — друг за другом. А можно выбирать отдельные понравившиеся.

Если вы решите поиграть, необходимо подготовиться к предстоящему путешествию. Найдите в интернете картину Хендрика Аверкампа (Hendrick Avercamp) «Зимний пейзаж с конькобежцами» (1608). Скачайте изображение. Вы можете распечатать его в достаточно крупном размере (минимум А2, лучше A1) и прикрепить (например, малярным скотчем) к стене. Или использовать изображение на экране, если размер монитора достаточно велик или если у вас есть проектор.

В дальнейшем вы можете находить другие картины для путешествий, а также дать ребенку возможность выбирать их самому.

Чтобы путешествие стало возможным, вам также нужно создать «волшебную подзорную трубу-монокль». Для этого возьмите лист белой бумаги формата А4 и сверните его в трубочку диаметром 2-4 см. В процессе игры можно менять характеристики трубы, сокращая ее длину и меняя диаметр смотрового отверстия.

Теперь предлагаю вам познакомиться с картиной и со способом, которым по ней можно путешествовать. Подойдите к изображению так близко, чтобы в поле зрения вашей «трубы» попадал очень маленький фрагмент. И, направив на картину свой «монокль», медленно, не торопясь, двигайтесь по картине — смотрите-проживайте те маленькие сценки, которые попадут в ваш «объектив». Дайте себе достаточно времени, чтобы исследовать все пространство картины.

Получилось? Тогда можно переходить к основным играм-упражнениям.

Игра-упражнение 1

Вы с партнером подходите к картине, направляете на нее каждый свой «монокль» и начинаете по ней путешествовать, отмечая (про себя) — какие чувства вызывают у вас те или иные места (сценки, эпизоды, детали).

В результате этого путешествия каждому из вас нужно будет выбрать такое место на картине, которое вы ощущаете как:

  • РАДОСТНОЕ
  • ПЕЧАЛЬНОЕ
  • УСПОКАИВАЮЩЕЕ
  • ТРЕВОЖНОЕ
  • СКУЧНОЕ
  • ИНТЕРЕСНОЕ
  • ПУГАЮЩЕЕ
  • НЕЖНОЕ
  • и т.д.

(Список можно продолжить, а потом распечатать на листе бумаги, и рядом вписывать «координаты» выбранных фрагментов, с тем, чтобы в дальнейшем их найти и показать друг другу).

Таким образом, каждый выбирает 8 мест (если использовать мой список). Покажите друг другу найденные вами места для каждого настроения/чувства и обсудите, что именно в выделенном фрагменте вызывает в вас эти чувства.

Игра-упражнение 2

2.1.

В этом путешествии каждому нужно будет выбрать на картине любого персонажа или любой неодушевленный объект, с которым вы ассоциируете, идентифицируете себя. И еще один, с которым у вас ассоциируется ваш партнер. Сделав выбор, снова обсудите друг с другом. Сначала пусть один из вас расскажет, кем он видит партнера, объясняя, почему возникает именно такая ассоциация, что в партнере ее вызывает. Потом партнер делится, кем он видит себя. После чего вы проделываете то же самое в обратную сторону.

Отмечайте, как вам было слышать, что партнер видит вас таким?

Обратите внимание на то, какие чувства вызывает в вас встреча с иным взглядом? Как это для вас — выдерживать другую точку зрения?

2.2.

А теперь выберите что-то или кого-то, с кем бы вы категорически не хотели себя ассоциировать, и того, с кем, на ваш взгляд, не хотел бы ассоциировать себя ваш партнер. Обсудите друг с другом так же, как вы это делали в первой части упражнения.

Игра-упражнение 3

Путешествуя по картине тем же способом, найдите то, что в этом мире хочется показать партнеру. Выберите одно место, которое вызывает наиболее сильное желание «привести за руку и показать». И еще одно — то, которое совсем не хочется показывать (по любой причине).

Выбрав, поделитесь друг с другом. Расскажите о тех местах, которые выбрали, и почему. Какие чувства, образы, воспоминания вызывает у вас это место? Почему в него вам так хочется или не хочется приглашать другого?

Игра-упражнение 4

Вам нужно вместе выбрать на картине один фрагмент (ситуацию), который заинтересовал вас обоих. После чего, независимо друг от друга, молча пофантазируйте об этом фрагменте картины, об этой ситуации, отвечая на три вопроса:

  • Что происходило раньше, что привело к настоящему моменту?
  • Что происходит сейчас?
  • Что будет происходить после, как будет развиваться ситуация дальше?

Дайте волю фантазии, пусть она создаст как можно более подробный «сценарий». Когда ваши мысленные «сценарии» будут готовы, поделитесь ими друг с другом. Обсудите с партнером, что в придуманных историях похоже на вашу жизнь, как это может быть связано с вашими реальными жизненными ситуациями, переживаниями и т. д. И какие чувства вызывает у каждого из вас разница в рассказах друг друга.

***

Окончив игру, вы можете обсудить весь прожитый в этом путешествии опыт.

  1. Каким он был для вас?
  2. Как вы себя чувствовали в процессе игры?
  3. Что было трудным? Что неожиданным? Что доставляло удовольствие и радость?
  4. Поменялось ли что-то в том, как вы ощущаете себя с партнером по сравнению с началом игры?
  5. Что нового вы узнали друг о друге?
  6. Что захотелось еще узнать?

Во всех упражнениях, делясь друг с другом, обсуждая, задавая вопросы, заботьтесь о том, чтобы ваш контакт был бережным и уважительным. Старайтесь внимательно слушать другого: не перебивая, не споря, не критикуя, не оценивая выбор и не интерпретируя слова партнера. Попробуйте просто принимать его опыт, уточняя что-то там, где вам это понадобится, и делиться своим.

* * *

Мы творим и обнаруживаем себя только в контакте. «Я» прорастает и проживается во Встрече с Другим.

Лишь встречаясь, наши «монокли» образуют «бинокль», дающий нам возможность воспринимать мир в объеме и многоголосье. Лишь в диалоге душа обретает полифонию.

Возможность разделить свой опыт и свои переживания с Другим, мое внимание к миру Другого, его интерес к моему миру – все это создает полноту и глубину проживания жизни.

Играйте, общайтесь и радуйтесь друг другу!

Другие статьи

Все статьи
Близнецы — они такие разные!

Близнецы — они такие разные!

Наш мозг очень любит замечать сходство. И поэтому, глядя на близнецов — идентичных (однояйцевых) или двойняшек (разнояйцевых), мы прежде всего ухватываем похожесть и умиляемся ей.