Нам 10 лет!
Меню

Многие люди посвящают себя тому, чтобы реализовывать концепцию того, какими они должны быть, вместо того, чтобы реализовать себя.

Ф. Перлз

Нейропсихологическая диагностика

Автор текста Юлия Кринчик.

Нейропсихологическая диагностика — это метод неаппаратного исследования высших психических функций, построенный на основе нейропсихологических проб (специальные задания, двигательные задачи, рисунки, рассматривание картинок, составление рассказов и ответы на вопросы). Автором нейропсихологических диагностических проб является российский учёный Александр Романович Лурия. Современный метод адаптирован специально для детей.

Такое тестирование позволяет

  • понять актуальную картину сформированности мозговых структур;
  • обнаружить причины трудностей поведения и обучения;
  • определить степень готовности ребёнка к школьному обучению;
  • прогнозировать возможные трудности в обучении в школе;
  • получить рекомендации, как развивать ребёнка, на что обращать внимание.

Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребёнку от 5 лет (особенно перед школой, чтобы знать, как готовить ребёнка, на что делать акцент) и до 9 лет (младший школьный возраст, когда обнаруживаются трудности в обучении). Этот временной период является самым благоприятным для возможных изменений и коррекции трудностей. Нейропсихологическую диагностику можно проходить в любом возрасте. А вот для нейропсихологических коррекционных занятий существуют возрастные ограничения: от 4-х до 12-ти лет.

Вам следует обратиться к детскому нейропсихологу, если ребёнок:

  • пишет, рисует левой рукой;
  • имеет проблемы с памятью;
  • медлителен или излишне активен;
  • плохо усваивает учебный материал;
  • не может описать картинку, скопировать рисунок;
  • мало ползал или не ползал совсем;
  • с трудом высиживает 15 минут на одном месте;
  • двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
  • невнимателен, часто отвлекается, быстро устаёт;
  • пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально;
  • имеет повышенный или пониженный тонус;
  • имеет в анамнезе ММД, СДВГ, ЗПР, ЗРР;
  • у него дизартрия, дисграфия, дислексия, дискалькулия.

Формат: Нейропсихологическая диагностика вместе с обсуждением результатов тестирования и консультацией родителей занимает 2-3 встречи по 50 минут. Желательно выбирать для проведения диагностики такое время, чтобы ребёнок не был уставшим, а также не болел. Переутомление и сниженный иммунитет сказываются на результатах диагностики.

Первую встречу я всегда провожу с родителями (без ребенка). Проясняю жалобы, собираю анамнез, историю развития ребенка. Перед следующей встречей я прошу их заполнить подробную анкету. Вторая и третья встречи посвящены собственно диагностике ребенка. По ее завершении я обсуждаю с родителями результаты, даю рекомендации. Если необходимо, составляю индивидуальную программу коррекционных занятий. На почту через несколько дней я высылаю письменное нейропсихолгическое заключение.

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Нейропcихoлогические коррекционные занятия

Занятия построены по принципу замещающего онтогенеза (принцип развития ребёнка от рождения до настоящего времени — автор А. В. Семенович). Основная цель занятий — воздействуя на сенсомоторный уровень и учитывая общие закономерности естественного развития ребёнка, активизировать развитие всех высших психических функций и особенно проблемных, отстающих сфер.

Занятия включают 2 части:

Первая часть — «на ковре», собственно двигательная коррекция, включающая в себя упражнения и задания на:

  • повышение работоспособности и тонуса;
  • формирование межполушарных связей;
  • усвоение двигательных программ;
  • построение схемы тела;
  • усвоение понятий «право» — «лево»;
  • снижение импульсивности;
  • снижение инертности;
  • повышение уровня произвольности и самоконтроля;
  • расслабление.

Упражнения подобраны таким образом, что ребёнок может компенсировать пропущенные двигательные этапы (например, ползание). Bсе упражнения проводятся в игровой форме и приглашают самого ребёнка развивать свою фантазию и речь.

Вторая часть — задания «за столом», направленные на активизацию и развитие высших пcихических функций (внимания, мышления, памяти, воображения и т.д.) с учётом индивидуальных трудностей конкретного ребёнка. В этой части занятия используются различные дидактические игры и упражнения.

Формат: Занятия проводятся с частотой 1–2 раза в неделю и длятся 50 минут. В перерывах между занятиями родителям на дом даётся распечатка с подробными домашними заданиями.

На первом занятии я всегда приглашаю присутствовать родителей, подробно рассказываю на что нужно обращать внимание при выполнении упражнений дома, отвечаю на интересующие вопросы.

Впоследствии на каждой встрече я выдаю комплекс домашних заданий родителю до начала занятия, с тем, чтобы он мог изучить их и в конце занятия задать мне все возникшие вопросы. Это позволяет сделать домашнее выполнение упражнений наиболее эффективным.

В конце коррекционного курса я провожу вторичное нейропсихологическое тестирование, чтобы отследить результаты нашей работы.

Длительность курса: Количество занятий зависит от трудностей конкретного ребёнка. Если это подготовка к школе, занятия длятся в течение 1 года 2 раза в неделю. Если у ребёнка более серьёзные проблемы (например, задержка речевого развития, гиперактивность), занятия могут занимать и больше времени. Можно проходить курсы занятий (минимум по 20 занятий). Обычно курс длится не менее одного года. Курсов может быть несколько, с перерывами по 3–6 месяцев.

Если вы не планируете долгий курс, в любом случае пройти какое-то количество занятий при имеющихся трудностях полезно, так как я составляю рекомендации для конкретного ребёнка, которым вы можете следовать, выполняя задания с ребенком самостоятельно.

Возраст: Нейропсихологические коррекционные занятия проводятся с детьми от 5 лет (чаще всего при имеющихся поведенческих трудностях) до 11–12 лет (при проблемах школьного обучения). Этот период — самый благоприятный для занятий, так как после 12 лет мозг практически заканчивает своё морфо-функциональное развитие.

Для родителей и их детей в нашем психологическом центре проводятся специальные тематические группы: группы для родителей, группы для детей и подростков.

Записаться к нейропсихологу можно по телефону +7 (495) 649-47-67.

События и мероприятия

Все мероприятия

Терапевтическая группа — «С понедельника начну…»

1 раз в 2 недели, по понедельникам с 19:00 до 22:00, начиная с 25 сентября 2017

Подробнее

«Родом из детства»

Никогда не поздно подарить себе счастливое детство!

Подробнее