Оплата
Меню

Многие люди посвящают себя тому, чтобы реализовывать концепцию того, какими они должны быть, вместо того, чтобы реализовать себя.

Ф. Перлз

Нейропсихологическая диагностика

Автор текста — детский психолог, гештальт-терапевт Юлия Кринчик.

Нейропсихологическая диагностика — это метод неаппаратного исследования высших психических функций, построенный на основе нейропсихологических проб (специальные задания, двигательные задачи, рисунки, рассматривание картинок, составление рассказов и ответы на вопросы). Автором нейропсихологических диагностических проб является российский учёный Александр Романович Лурия. Современный метод адаптирован специально для детей.

Такое тестирование позволяет

  • понять актуальную картину сформированности мозговых структур;
  • обнаружить причины трудностей поведения и обучения;
  • определить степень готовности ребёнка к школьному обучению;
  • прогнозировать возможные трудности в обучении в школе;
  • получить рекомендации, как развивать ребёнка, на что обращать внимание.

Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребёнку от 5 лет (особенно перед школой, чтобы знать, как готовить ребёнка, на что делать акцент) и до 9 лет (младший школьный возраст, когда обнаруживаются трудности в обучении). Этот временной период является самым благоприятным для возможных изменений и коррекции трудностей. Нейропсихологическую диагностику можно проходить в любом возрасте. А вот для нейропсихологических коррекционных занятий существуют возрастные ограничения: от 4-х до 12-ти лет.

Вам следует обратиться к детскому нейропсихологу, если ребёнок:

  • пишет, рисует левой рукой;
  • имеет проблемы с памятью;
  • медлителен или излишне активен;
  • плохо усваивает учебный материал;
  • не может описать картинку, скопировать рисунок;
  • мало ползал или не ползал совсем;
  • с трудом высиживает 15 минут на одном месте;
  • двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
  • невнимателен, часто отвлекается, быстро устаёт;
  • пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально;
  • имеет повышенный или пониженный тонус;
  • имеет в анамнезе ММД, СДВГ, ЗПР, ЗРР;
  • у него дизартрия, дисграфия, дислексия, дискалькулия.

Формат: Нейропсихологическая диагностика вместе с обсуждением результатов тестирования и консультацией родителей занимает 2-3 встречи по 50 минут. Желательно выбирать для проведения диагностики такое время, чтобы ребёнок не был уставшим, а также не болел. Переутомление и сниженный иммунитет сказываются на результатах диагностики.

Первую встречу я всегда провожу с родителями (без ребенка). Проясняю жалобы, собираю анамнез, историю развития ребенка. Перед следующей встречей я прошу их заполнить подробную анкету. Вторая и третья встречи посвящены собственно диагностике ребенка. По ее завершении я обсуждаю с родителями результаты, даю рекомендации. Если необходимо, составляю индивидуальную программу коррекционных занятий. На почту через несколько дней я высылаю письменное нейропсихолгическое заключение.

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Нейропcихoлогические коррекционные занятия

Занятия построены по принципу замещающего онтогенеза (принцип развития ребёнка от рождения до настоящего времени — автор А. В. Семенович). Основная цель занятий — воздействуя на сенсомоторный уровень и учитывая общие закономерности естественного развития ребёнка, активизировать развитие всех высших психических функций и особенно проблемных, отстающих сфер.

Занятия включают 2 части:

Первая часть — «на ковре», собственно двигательная коррекция, включающая в себя упражнения и задания на:

  • повышение работоспособности и тонуса;
  • формирование межполушарных связей;
  • усвоение двигательных программ;
  • построение схемы тела;
  • усвоение понятий «право» — «лево»;
  • снижение импульсивности;
  • снижение инертности;
  • повышение уровня произвольности и самоконтроля;
  • расслабление.

Упражнения подобраны таким образом, что ребёнок может компенсировать пропущенные двигательные этапы (например, ползание). Bсе упражнения проводятся в игровой форме и приглашают самого ребёнка развивать свою фантазию и речь.

Вторая часть — задания «за столом», направленные на активизацию и развитие высших пcихических функций (внимания, мышления, памяти, воображения и т.д.) с учётом индивидуальных трудностей конкретного ребёнка. В этой части занятия используются различные дидактические игры и упражнения.

Формат: Занятия проводятся с частотой 1–2 раза в неделю и длятся 50 минут. В перерывах между занятиями родителям на дом даётся распечатка с подробными домашними заданиями.

На первом занятии я всегда приглашаю присутствовать родителей, подробно рассказываю на что нужно обращать внимание при выполнении упражнений дома, отвечаю на интересующие вопросы.

Впоследствии на каждой встрече я выдаю комплекс домашних заданий родителю до начала занятия, с тем, чтобы он мог изучить их и в конце занятия задать мне все возникшие вопросы. Это позволяет сделать домашнее выполнение упражнений наиболее эффективным.

В конце коррекционного курса я провожу вторичное нейропсихологическое тестирование, чтобы отследить результаты нашей работы.

Длительность курса: Количество занятий зависит от трудностей конкретного ребёнка. Если это подготовка к школе, занятия длятся в течение 1 года 2 раза в неделю. Если у ребёнка более серьёзные проблемы (например, задержка речевого развития, гиперактивность), занятия могут занимать и больше времени. Можно проходить курсы занятий (минимум по 20 занятий). Обычно курс длится не менее одного года. Курсов может быть несколько, с перерывами по 3–6 месяцев.

Если вы не планируете долгий курс, в любом случае пройти какое-то количество занятий при имеющихся трудностях полезно, так как я составляю рекомендации для конкретного ребёнка, которым вы можете следовать, выполняя задания с ребенком самостоятельно.

Возраст: Нейропсихологические коррекционные занятия проводятся с детьми от 5 лет (чаще всего при имеющихся поведенческих трудностях) до 11–12 лет (при проблемах школьного обучения). Этот период — самый благоприятный для занятий, так как после 12 лет мозг практически заканчивает своё морфо-функциональное развитие.

Для родителей и их детей в нашем психологическом центре проводятся специальные тематические группы: группы для родителей, группы для детей и подростков.

Записаться к нейропсихологу можно по телефону +7 (495) 649-47-67.

События и мероприятия

Все мероприятия

Терапевтическая группа «Два дня жизни»

Мы приглашаем вас прожить два дня жизни в формате терапии, живого взаимодействия и самоисследования.

Подробнее

День бесплатных консультаций

Новая опция для тех, кто еще не является клиентом центра.

Подробнее
Нам 15 лет!