Многие люди посвящают себя тому, чтобы реализовывать концепцию того, какими они должны быть, вместо того, чтобы реализовать себя.
Ф. Перлз
Автор текста — детский психолог, гештальт-терапевт Юлия Кринчик.
Нейропсихологическая диагностика — это метод неаппаратного исследования высших психических функций, построенный на основе нейропсихологических проб (специальные задания, двигательные задачи, рисунки, рассматривание картинок, составление рассказов и ответы на вопросы). Автором нейропсихологических диагностических проб является российский учёный Александр Романович Лурия. Современный метод адаптирован специально для детей.
Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребёнку от 5 лет (особенно перед школой, чтобы знать, как готовить ребёнка, на что делать акцент) и до 9 лет (младший школьный возраст, когда обнаруживаются трудности в обучении). Этот временной период является самым благоприятным для возможных изменений и коррекции трудностей. Нейропсихологическую диагностику можно проходить в любом возрасте. А вот для нейропсихологических коррекционных занятий существуют возрастные ограничения: от 4-х до 12-ти лет.
Вам следует обратиться к детскому нейропсихологу, если ребёнок:
Формат: Нейропсихологическая диагностика вместе с обсуждением результатов тестирования и консультацией родителей занимает 2-3 встречи по 50 минут. Желательно выбирать для проведения диагностики такое время, чтобы ребёнок не был уставшим, а также не болел. Переутомление и сниженный иммунитет сказываются на результатах диагностики.
Первую встречу я всегда провожу с родителями (без ребенка). Проясняю жалобы, собираю анамнез, историю развития ребенка. Перед следующей встречей я прошу их заполнить подробную анкету. Вторая и третья встречи посвящены собственно диагностике ребенка. По ее завершении я обсуждаю с родителями результаты, даю рекомендации. Если необходимо, составляю индивидуальную программу коррекционных занятий. На почту через несколько дней я высылаю письменное нейропсихолгическое заключение.
Занятия построены по принципу замещающего онтогенеза (принцип развития ребёнка от рождения до настоящего времени — автор А. В. Семенович). Основная цель занятий — воздействуя на сенсомоторный уровень и учитывая общие закономерности естественного развития ребёнка, активизировать развитие всех высших психических функций и особенно проблемных, отстающих сфер.
Первая часть — «на ковре», собственно двигательная коррекция, включающая в себя упражнения и задания на:
Упражнения подобраны таким образом, что ребёнок может компенсировать пропущенные двигательные этапы (например, ползание). Bсе упражнения проводятся в игровой форме и приглашают самого ребёнка развивать свою фантазию и речь.
Вторая часть — задания «за столом», направленные на активизацию и развитие высших пcихических функций (внимания, мышления, памяти, воображения и т.д.) с учётом индивидуальных трудностей конкретного ребёнка. В этой части занятия используются различные дидактические игры и упражнения.
Формат: Занятия проводятся с частотой 1–2 раза в неделю и длятся 50 минут. В перерывах между занятиями родителям на дом даётся распечатка с подробными домашними заданиями.
На первом занятии я всегда приглашаю присутствовать родителей, подробно рассказываю на что нужно обращать внимание при выполнении упражнений дома, отвечаю на интересующие вопросы.
Впоследствии на каждой встрече я выдаю комплекс домашних заданий родителю до начала занятия, с тем, чтобы он мог изучить их и в конце занятия задать мне все возникшие вопросы. Это позволяет сделать домашнее выполнение упражнений наиболее эффективным.
В конце коррекционного курса я провожу вторичное нейропсихологическое тестирование, чтобы отследить результаты нашей работы.
Длительность курса: Количество занятий зависит от трудностей конкретного ребёнка. Если это подготовка к школе, занятия длятся в течение 1 года 2 раза в неделю. Если у ребёнка более серьёзные проблемы (например, задержка речевого развития, гиперактивность), занятия могут занимать и больше времени. Можно проходить курсы занятий (минимум по 20 занятий). Обычно курс длится не менее одного года. Курсов может быть несколько, с перерывами по 3–6 месяцев.
Если вы не планируете долгий курс, в любом случае пройти какое-то количество занятий при имеющихся трудностях полезно, так как я составляю рекомендации для конкретного ребёнка, которым вы можете следовать, выполняя задания с ребенком самостоятельно.
Возраст: Нейропсихологические коррекционные занятия проводятся с детьми от 5 лет (чаще всего при имеющихся поведенческих трудностях) до 11–12 лет (при проблемах школьного обучения). Этот период — самый благоприятный для занятий, так как после 12 лет мозг практически заканчивает своё морфо-функциональное развитие.
Для родителей и их детей в нашем психологическом центре проводятся специальные тематические группы: группы для родителей, группы для детей и подростков.
Записаться к нейропсихологу можно по телефону +7 (495) 649-47-67.